Как устроена Россия
Согласно Конституции Российской Федерации наша страна является федеративным государством. Иначе говоря, в Российской Федерации реализуется такая система государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены (субъекты федерации) имеют собственные предметы ведения (полномочия), собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и — что особенно важно – собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.
По действующей Конституции в нашей стране могут формироваться шесть типов субъектов федерации:
• республики;
• края;
• области;
• города федерального значения;
• автономные области;
• автономные округа.
Субъекты Российской Федерации абсолютно равноправны и территории каждого из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами.
Дальнейшее территориальное деление страны регламентируется уже законами субъектов Российской Федерации. Для субъектов Российской Федерации предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по двухуровенному принципу.
Муниципальными образованиями первого уровня являются городские округа и муниципальные районы, а муниципальными образованиями второго уровня – городские поселения и сельские поселения. При этом вся территория субъекта федерации по возможности должна быть поделена между поселениями.
Таким образом, полная схема административно-территориального деления страны выглядит следующим образом. Вначале, территория страны разграничивается субъектами Российской Федерации со строго определёнными и описанными границами. затем, вся территория каждого субъекта федерации разграничивается муниципальными районами. После этого внутри муниципальных районов выделяются городские округа, территория которых исключается из территории муниципального района, а оставшаяся территория распределяется между городскими и сельскими поселениями. Для малонаселённых мест, к которым относятся территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации (в настоящее время законодательно установленная средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 чел/км2), допустимо выделение межселенных территорий.
Примечательно, что для сельских поселений установлено требование пешеходной доступности к административному центру в течение рабочего дня, туда и обратно, а для центров муниципальных районов – аналогичной транспортной доступности.
Административные границы субъектов Российской Федерации закрепляются федеральными законами, а административно-территориальное деление субъектов РФ закрепляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, административно-территориальная структура нашей страны в настоящее время имеет следующий вид:
Российская Федерация, как государство – субъект международного права в законодательно закреплённых границах;
субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения;
муниципальные образования первого уровня – городские округа и муниципальные районы;
муниципальные образования второго уровня – городские и сельские поселения;
межселенные территории (в муниципальных районах с низкой плотностью сельского населения).